С момента установки камер видеонаблюдения – с 1 июля нынешнего года – зафиксировано более 20 тыс. нарушений. По данным ГИБДД, штрафные санкции были применены лишь по отношению к 1800 водителям. С остальных, «премированных» штрафами за беспримерное поведение на дороге, ничего так и не взыскали. Автовладельцы в массе своей продолжают игнорировать видеокамеры – нарушения, связанные с объездом пробок по тротуарам, с превышением скорости и непристегнутыми ремнями безопасности, не уменьшаются. Похоже, для стабильной работы системы видеонаблюдения необходима серьезная доработка некоторых технических моментов.

Вспомним, что с июля 2008 года начало действовать положение федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», согласно которому доказательствами административных правонарушений  на дороге являются фотографии, произведенные в автоматическом режиме специальными техсредствами. Наказанием для нарушителя, при наличии доказательств, служит штраф, присылаемый заказным письмом по почте, с уведомлением о вручении.

Между тем, стражи дорожного правопорядка уверены: с установкой видеокамер дорожное движение стало безопаснее, и в качестве примера приводят статистику Подмосковья: число нарушений ПДД уменьшилось на 20%, детская смертность под колесами авто – в три раза. Это на фоне того, что общее число погибших в 8 800 зарегистрированных ДТП в Подмосковье составило полторы тысячи человек, из которых 38 – дети. Однако реальное положение дел намного хуже: количество дорожных правонарушений в несколько раз превышает число регистрируемых камерами видеонаблюдения.

Отношение большинства автовладельцев к установленным видеокамерам можно охарактеризовать одним словом – несерьёзное. Уже даже мифы родились, один из которых гласит, что строгая выдержка «дельты» в 140 км/ч под видеокамерами гарантирует неприкосновенность от гаишников, которые не выпишут постановление о штрафе  на такую «мелочевку». Вот и получается, что участки МКАД с установленными видеокамерами большинство водителей пересекают со средней скоростью в 150 км/ч, а те места, где камеры не установлены, - со скоростью 190-200 км/ч.  

Все это говорит о том, что техническая составляющая системы видеонаблюдения не идеальна: зарегистрированная в автоматическом режиме информация о правонарушении, фотография и квитанция на уплату штрафа отправляются в центральный компьютер. И хоть система видеонаблюдения и «заточена» под все оперативно-розыскные базы и базу судебных приставов, недостаток финансирования дает о себе знать – многие штрафы просто не доходят до своих «хозяев».

Еще одна частая причина безнаказанности нарушителей из-за технических недостатков системы видеонаблюдения связана с тем, что не всегда возможно распознать номер машины и установить личность водителя, например из-за плохой погоды либо в плотном потоке автомобилей. Поэтому, по признанию самих гаишников, во избежание инцидентов, которые уже имели место, делу дают оборот только в случаях, когда удается точно идентифицировать номер машины и водителя.

Ощущается и недостаток финансирования программы. По закону квитанции на уплату штрафа должны доставляться заказным письмом с уведомлением о доставке. Казалось бы, все просто, однако на деле – сложно реализуемо: то нарушителя дома нет, то он не проживает по адресу регистрации, то съехал в неизвестном направлении. Сколько раз почтальон будет ходить по одному и тому же адресу с этим письмом, если на каждое такое послание выделяется всего лишь 32 рубля из федерального бюджета? Риторический вопрос… А с учетом того факта, что неподписанная и, соответственно, неоплаченная квитанция о штрафе «сгорает» через три месяца после доставки, становится понятным происхождение огромного количества безнаказанных правонарушителей, которые продолжают вести на себя на дороге не по правилам, тем самым угрожая безопасности других водителей, уважающих ПДД. Так и действует система видеонаблюдения: часть правонарушений вообще не фиксируется видеокамерами, а та, что таки фиксируется – часто не оплачивается.  

И все же, несмотря на множество негативных моментов, видеокамеры работают: многие водители признаются – осознание того, что по краям дороги установлены видеокамеры, заставляет притормаживать. Европейский опыт внушает и нам определенные надежды – с отладкой технологии ситуация на дорогах должна измениться в лучшую сторону. Пока же за пределами Москвы продолжается установка камер видеонаблюдения – уже установлены: на 37-м км Дмитровского шоссе, на 45-м км Минского и на Новорязанском шоссе, а также в районе села Чулково. В планах установить посты видеонаблюдения в Мытищах, Красногорске, Жуковском, Балашихе и Железнодорожном.

Обсуждение:

Ответить

Лер 24.02.2009 14:18

ДА какие нафиг камеры - гайцы перед своими постами за ПДД не следят! Каждый лень езжу мимо Красногорского поста на Волоколамке - не нарушает только ленивый (сплошная, поворот с другой полосы, проезд на красный). И камера, кстати, там висит А результаты?